Битва гигантов: «Мегастрой» против «Леруа Мерлен», ОBI и «Стройдепо»

« Вернуться к списку новостей

В ближайшие выходные в столице РТ на ул. Гаврилова «Мегастрой» открывает крупный гипермаркет по продаже материалов для ремонта площадью 18 тыс. кв. метров. На этом рынке становится все теснее: как стало известно газете «БИЗНЕС Online», помимо международной сети «Леруа Мерлен» крупные магазины DIY намерены открыть федеральное «Стройдепо». Эксперты отмечают, что сейчас Казань по насыщенности форматом гипермаркета стройматериалов отстает от Санкт-Петербурга, Краснодара и Екатеринбурга, и ожидают обострения конкуренции.

16603.jpg

«В ТАТАРСТАНЕ ПРИГЛЯДЕЛИ НЕСКОЛЬКО ПЛОЩАДОК»

Один из участников рынка рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что на казанский рынок планирует выйти федеральная сеть гипермаркетов «Стройдепо». Компания ищет помещение под открытие. В пресс-службе ритейлера подтвердили нашему изданию данную информацию. «Татарстан представляет большой интерес для компании «Стройдепо», и мы рассматриваем несколько площадок для открытия новых магазинов в 2013 - 2014 годах. Согласно своей стратегии развития, компания открывает магазины в городах с населением до 800 тысяч человек – крупных областных или региональных центрах. Гипермаркеты «Стройдепо» открываются на арендованных площадях в рамках торговых центров или отдельно стоящих зданий», - пояснила Ольга Трофимова, директор по маркетингу и рекламе ЗАО «Стройдепо».
Сегодня компания имеет 8 гипермаркетов в различных регионах России, а уже у июне в состав сети войдут два новых гипермаркета в Белгороде и Владимире. Средняя площадь гипермаркета - 5500 кв. м, из которых 1500 кв. м – это строительный двор, на который покупатели могут заехать самостоятельно на машине и быстро загрузить товар. Ассортимент представлен 12 тыс. наименованиями.

СОЮЗ ПРЕМИУМА И МАСС-МАРКЕТА

Надо отметить, что сеть DIY-гипермаркетов «Стройдепо» достаточно молодая по российским меркам и была основана в 2006 году. Что интересно, сеть входит в группу «НЭКС», которая также развивает сеть товаров для дома и ремонта «Старик Хоттабыч». Ту самую, с которой планирует конкурировать группа «Евроинтерьер» через формат «Азбука дома». Одним словом, группа «НЭКС» сегодня параллельно развивает два формата в сегменте «премиум» и «масс-маркет» через формат «гиперов» «Стройдепо».

Причем у компании достаточно амбициозные планы. Весной этого года ритейлер заявил, что планирует в течение четырех лет открыть до 24 магазинов и таким образом довести их общее число до 32. Об этом на форуме "Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY" в рамках выставки MosBuild сообщил генеральный директор компанииКонстантин Винокуров.

Среди перспективных направлений сети - это развитие работы с персональными покупателями сети – "прорабами". "В частности, по нашим исследованиям, емкость этого сегмента очень высокая, поэтому планируем увеличить обороты этого сегмента на 50 процентов за два года", - отметил спикер. Похожее пытается делать и казанская сеть «Колорит», запустившая программу лояльности «Клуб мастеров».

УДВОЕНИЕ ЗА ГОД

Одновременно с этим следует отметить, что в июле в Казани запланировано открытие еще одного гипермаркета DIY местной сети «Агава» - «Мегастрой». Компания в самых своих лучших традициях непубличности ничего не комментирует об открытии своего третьего «гипера» в столице РТ.

Однако известно, что общая площадь магазина на ул. Гаврилова - более 18 тыс. кв. метров. Здесь планируется размещение кафе на 100 мест. Следуя принципам "зеленой архитектуры", компания заложила в проект большую открытую садовую зону, а также садовую зону внутри здания и теплицу. Похожее решение было воплощено в гипермаркете ОBI в ТЦ «МЕГА Казань».

16605.jpg


Надо отметить, что компания Владимира Малыгина взяла серьезный темп. Так, только в конце апреля 2011 года в Приволжском районе открылся второй в Казани DIY-гипермаркет «Мегастрой» торговой площадью более 11 тыс. кв. метров. Инвестиции, по данным девелопера, - 500 млн. рублей. В сентябре этого года татарстанцы планируют открыть "гиперы" в Йошкар-Оле общей площадью 10 354,8 кв. метров. В этом же году запланировано открытие магазина в Тольятти общей площадью 17 800 кв. метров (торговая - 14300 кв. м, из них оранжерея - 4 тыс. кв. м).

Понятно, что в условиях, когда о выходе в Казань объявила не только компания «Стройдепо», но и признанный лидер рынка «Леруа Мерлен» (не исключено, что магазин этой сети, который строится на Чистопольской, откроется также в этом году), скорость не менее важна. Помимо экспансии компания Малыгина готовится противостоять западным сетям в союзе с другими отечественными сетями. «Агава» стала одним из инициаторов создания закупочного кооператива с десятью региональными ритейлерами.

16604.jpg

«ЖДЕМ РАЛЛИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить перспективы открытия новых магазинов экспертов.

Айрат Гайнуллин - генеральный директор ООО «Колорит»:

- Безусловно, от открытия новых торговых площадей и появления новых игроков выигрывают всегда покупатели – становится больше выбора, а конкуренция всегда на руку потребителю. Для «Мегастроя» это вряд ли будет 1+1+1=3, скорее, где-то 2,5, учитывая тем более, что не за горами появление «Леруа Мерлен» в том же районе, что и «Мегастрой 3». У «Стройдепо» раньше были организационные проблемы, но сейчас вроде бы все нормально. Думаю, что дела у них пойдут хорошо, так как город еще легко «проглотит» три-четыре гипермаркета DIY. Для «Колорита» особых проблем не будет - мы работаем в формате "у дома", а он востребован у покупателей. Усугубятся проблемы со сбытом у формата «супермаркет» строительных и отделочных материалов («Евроинтерьер», «Агава») и у рынков (за исключением рынков пиломатериалов).

Анна Синявская - ведущий аналитик департамента консалтинга РБК:

- Конечно, появление любого крупноформатного игрока меняет расклад на рынке. Однако рынок Татарстана в значительной степени насыщен крупноформатной розницей: здесь работает "Максидом", OBI, "Мегастрой", "Мой дом". Кроме того, в Казани в ближайшем будущем начнется строительство "Леруа Мерлен", в 2012 году должен открыться еще один "Мегастрой". Поэтому уровень конкуренции в Казани уже сейчас довольно высокий.

Кроме того, здесь сильны позиции строительных рынков, что также усиливает конкуренцию. Однако темпы жилищного строительства здесь довольно высокие (18,2 процента в 2011 году), что означает неплохие перспективы для строительного ритейла. Думаю, что здесь наблюдается дефицит площадей, пригодных для строительных магазинов, особенно для крупноформатной розницы.

Инвестиции в строительство гипермаркета зависят от площади гипермаркета и региона, примерно от 15 и до 30 миллионов долларов. Основные игроки рынка в Татарстане - "Максидом", "Мой дом", OBI, "Мегастрой", "Старик Хоттабыч", "Стройландия", "Евроинтерьер". Доля сети «Стройдепо» на российском рынке – около 1 процента.

Самат Алишев - директор каталога «BLIZKO Ремонт» в Казани:

- В Казани есть все возможности для открытия новых строительных гипермаркетов, так как наблюдается недостаток магазинов подобного формата. По числу строительных гипермаркетов на тысячу человек Казань уступает другим миллионникам, например Санкт-Петербургу, Краснодару и Екатеринбургу. В ближайшее время, скорее всего, мы будем наблюдать ралли, кто быстрее и многочисленнее зайдет в Казань.

Не факт, что первые места займут игроки «большой тройки» ("Касторама", "Леруа Мерлен", OBI). Если российские, региональные сети активизируются, то пока есть шансы на успех. Пример тому - ситуация в Санкт-Петербурге. В Северной столице лидируют местные сети «Метрика», «Максидом», а не иностранные ритейлеры. Поэтому для "Стройдепо" есть и место, и возможности в Казани. С другой стороны, "Стройдепо" имеет опыт работы в городах с населением 200 - 600 тысяч человек, и работа в Казани, одном из самых развитых миллионниках, будет сильно отличаться. Хотя это вряд ли будет существенным препятствием, если эта сеть захочет зайти в Казань.

Искандер Юсупов - директор ООО "Супермаркет Недвижимости" (инвестиционная группа компаний ASG):

Безусловно, появление новых сильных игроков на рынке DIY ужесточит конкуренцию между ними. Рынок DIY занимает второе место по объемам в России, и немалая его часть приходится на Казань. Поэтому то, что новые бренды продолжают открываться в городе, не удивительно – строительство в городе идет активными темпами, квартиры раскупаются еще до сдачи дома, а значит, что у магазинов есть масса клиентов, готовых оставить там свои деньги. Непохоже, что в ближайшее время строительный бум в Казани прекратится, поэтому перспективы рынка пока вполне радужные. Из крупных игроков в городе не хватает еще «Метрики» и «Касторамы», уверен, что рано или поздно они обратят внимание на наш город. Конечно же, им понадобится площадка для размещения своих гипермаркетов. В последнее время мы наблюдаем устойчивый интерес операторов DIY-компаний к нашему проекту "Адмирал", он идеально вписывается в концепцию строительного гипермаркета благодаря удачному расположению. Думаю, что интерес этот не угаснет, так как сейчас найти место под большой магазин с удобными подъездными путями и хорошим трафиком становится все сложнее.

Арслан Минвалеев, Эльвира Вильданова
фото: Сергей Елагин

Подписаться на лучшие предложения